Развитие речи 2А


«Развитие речи»
Автоматизация звуков [Р] – [Л]
[Р] – [Л]-1
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
РА-ЛА-РА-ЛА     АР-АЛ-АР-АЛ          АРА-АЛА-АРА-АЛА
РО-ЛО-РО-ЛО     ОР-ОЛ-ОР-ОЛ          ОРО-ОЛО-ОРО-ОЛО
РУ-ЛУ-РУ-ЛУ     УР-УЛ-УР-УЛ           УРУ-УЛУ-УРУ-УЛУ
РЫ-ЛЫ-РЫ-ЛЫ   ЫР-ЫЛ-ЫР-ЫЛ   ЫРЫ-ЫЛЫ-ЫРЫ-ЫЛЫ

Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении.

[Р] – [Л]-2
Упражнение № 2. Произносить (читать) слова парами.
рад – лад                     раз – лаз                  рак - лак
рань – лань                 рама – лама             ров – лов
рог – лог                     рот – лот                 рожь – ложь
розы – лозы                рожки – ложки        рука – Лука
рукав – лукав             бар – бал                 стар – стал
сер – сел                     пир – пил                жир - жил                        
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]-3
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.
мир – мил              укор – укол                   поры – полы
порка – полка        пороть – полоть           город – голод
порог – полок       варка – валка                сварка – свалка
барка – балка        жарко – жалко              бурки - булки
корка – колко        мерка – мелко              терка – телка
ирга – игла            зарок – залог                 борт – болт

Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]-4
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.
коробок – колобок       гроза – глаза          кран – клан
красть – класть            прут – плут            проток – платок
прыть – плыть             правка – плавка           править – плавить
справка – сплавка       храм – хлам                  расправить – расплавить    
розы – лозы                 брошка – блошка         жар - жал
тёрка – чёлка               ручьи – лучи                руки – лунки
                     
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-5
Упражнение № 5. Произносить (читать) слова.
Ермолай                                Клара                             Лариса
крокодил                               крыло                             коралл
мармелад                               орлы                               нравилась
рыболов                                формула                         берлога
журнал                                  спортзал                         стрелка
тарелка                                  прыгалка                        рояль
   
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]-6
Упражнение № 6. Произносить (читать) словосочетания.
орлы над горам             волны огромны             концертный зал
облака над озером        крыша из соломы           красивые глаза
волосы красивы           рассада мелковата          розовое мыло
вечер прохладен           луна кругла                   спелый виноград
лак для лакировки        морская волна               озеро Байкал

Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении.  
Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л] - 7
Упражнение № 7. Игра с мячом «Измени слово». Перекидывая мяч друг другу, взрослый называет слово из первого столбика, ребенок – из второго.
била – разбила                                    мыла – размыла
шила – расшила                                  вила – развила
качала – раскачала                              катала – раскатала
путала – распутала                              пугала – распугала
копала – раскопала                             мазала – размазала
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении.  Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]-8
Упражнение № 8 Игра с мячом «Измени слово». Перекидывая мяч друг другу, взрослый называет слово из первого столбика, ребенок –из второго.
рубил – разрубил                                 крыл – раскрыл
ровнял– разровнял                               рвал – разорвал
резал – разрезал                                   крошил – раскрошил
крепил – раскрепил                             порол – распорол
кроил – раскроил                                 дробил - раздробил      
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]-9
Упражнение № 9 Игра с мячом «Измени слово» (добавь приставку «при»). Перекидывая мяч друг другу, взрослый называет слово из первого столбика, ребенок –из второго.
кормил – прикормил                          колол – приколол
давил – придавил                               морозил – приморозил
копал – прикопал                               колотил – приколотил  
крутил – прикрутил                            грел – пригрел
тормозил – притормозил                    писал – приписал
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л] - 10
Упражнение № 10. Произносить (читать) словосочетания.
спелый персик       кислый крыжовник         летняя гроза
белый кролик         шустрая белка                 сливочное мороженное
старое кресло         горный орел                    хлебные крошки
мелкий брод           полосатый матрас           бронзовая люстра
белый мрамор        лавровый лист                 первый класс
 гладкая дорога       глубокий ров                  махровое полотенце
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]-11
Упражнение № 11. Произносить (читать) словосочетания.
жаркий полдень                  прозрачное стекло            пологая крыша  
голубая рубашка                 городская площадь           Рома упал
белый георгин                     веселый праздник            ловить форель
крутой склон                       крутой склон                    горелые сухари
оранжевый апельсин           вареный картофель          ласковый ребенок
больное горло                      стеклянный графин          полевая крыса
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]-12
Упражнение № 12. Произносить (читать) предложения. 
Рома строит планер, кругом были стружки.
Плетистые розы опутали перила крыльца.
Журавль взмахнул крыльями и полетел.
Лёва поливал огурцы теплой водой.
 Варенька на прогулку надела черные валенки.
Валера уронил тарелку.
 Билетёр продал билет, а контролер его проверил.
 Лариса стала королевой карнавала.
Мила – краса, голубые глаза.
Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-13
Упражнение № 13. Произносить (читать) предложения.
В руках игла – это не игра!
Среди белых голубей один серый воробей.
У нашей Луши в руках две груши.
Лесорубы на столы положили топоры.
На небе ярко сверкнула молния.
Валера выиграл в лотерею автомобиль.
У Лары в тарелке клубничный мармелад.
Варвара на прогулку надела теплые бурки.
 Ворона села на верхушку ели.
Артем отломил у булки горбушку.
Слава кормил голубей крошками.  
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-14
Упражнение № 14. Выучить наизусть стихотворения.
Прыг на горку, с горки – скок!
Покатился колобок!
Хочет знать скорее, кто его хитрее!
Наловил Валерий полведра форели.
Угостил форелью Дарью и Лукерью.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-15
Упражнение № 15. Произносить (читать) стихотворение.
Что ты ветер натворил?
Что ты ветер натворил?                   Ветер из терпенья вышел,
Что ты в небе смастерил?                Рассердился, набежал,
Из курчавых облаков                       Облака перемешал.
Сделал рыб, коров, слонов.             Где картины? Где река?
Ветер, видно, не услышал,               В небе просто облака!
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-16
Упражнение № 16. Произносить (читать) стихотворение.
В лесу.
Здесь, в лесу, царит прохлада,     На полянках вдоль дорожки
Здесь кричать, шуметь не надо.       Землянички наберем,
По лесной тенистой стёжке               И под пенье птичек
Мы до просеки дойдем,                  Россыпи найдем лисичек.
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]-17
Упражнение № 17. Выучить наизусть стихотворения.
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков,
Увидал рыболова скворец
И сказал: «Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше, чем я
Сразу видно – большая семья!
Следить за тем, чтобы звуки [Р] и [Л] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смысл незнакомых слов.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Готуємось до Великодня